Международный день глухих

Календарь медицинских дат

Международный день глухих учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых  и отмечается в последнее воскресенье сентября. 

До XIV века глухонемые люди (неспособные слышать и говорить) жестоко преследовались. Их считали идиотами, умственно отсталыми и помещали в приюты или даже убивали. 

По статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков. 

Не верьте в тот миф, что глухие замкнуты и необщительны. История знает десятки замечательных личностей, которые были глухими, потерявшими слух в различном возрасте. Пьер де Ронсар — поэт эпохи Возрождения, которого называли «принцем французских поэтов», — был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком (в историю вошла его замечательная фраза «С плохим слухом во дворце делать нечего») и ушел в монастырь. Гюго - автор «Собора Парижской Богоматери»; Бетховен, потерявший слух, создал Девятую симфонию; Антонио Станьоли, один из итальянских художников; французский скульптор Десен; такие личности, как Жан Жак Руссо и Карел Чапек, которыми могут также гордиться глухие. Можно восхищаться не только великими учеными и художниками, но и такими именами, как Стенберн из Австралии, который, несмотря на полную глухоту, стал пилотом. 

Люди созданы так, что без общения их жизнь теряет смысл...

Сколько трепетных слов говорят друг другу влюбленные! Голос и одно только слово "Да" может будоражить всего человека.

Родители умиляются лепетом своего малыша, ученики внимательно слушают любимого учителя, преподаватель с удовольствием вступает в дискуссию с талантливым студентом, мудрые советы пожилых помогают молодежи, подруги часами разговаривают по телефону.

Все вокруг с рождения воспринимается глазами и ушами и тактильно.

И хорошо, если у Вас все "работает". А как быть тем, кто по воле случая не может слышать? Ведь потребность в общении не отпадает...

История сообществ глухих свидетельствует о том, что начало становления и развития социумов глухих во многих странах явилось возможным благодаря различным встречам и объединению выпускников школ глухих.

Наиболее ярким примером послужил вклад глухих Франции, которые и по сей день боготворят основателя первой школы — Парижского института глухонемых (1760 год) — аббата де Л’Эпе. Он был основоположником мимического метода, большим сторонником Жестового Языка. Его имя окружено легендами и мифами, которые глухие обязательно рассказывают посетителям клубов глухих Франции. Есть несколько историй о том, почему аббат связал свою жизнь с обучением глухих. В одной из них рассказывается, как священник де л’Эпе во время одного из своих многочисленных посещений домов прихожан встретил двух маленьких девочек (возможно, близнецов), которые сидели в гостиной и шили. Их матери не было дома. Аббат сказал им несколько слов, но девочки промолчали в ответ, поэтому он счел их грубыми и невоспитанными. Но вскоре, когда вернулась мать, он понял свою ошибку: девочки были глухие. Аббат был очарован и глубоко тронут. Эта встреча вдохновила его на создание жестового языка и обучение ему детей, не владевших, по его мнению, никаким языком. Эти девочки стали его первыми ученицами. В начале XIX века выпускники Парижского института глухонемых начали ежегодно отмечать день рождения Шарля Мишеля де Л’Эпе. В 1912 году пышно отмечалось 200-летие со дня рождения великого француза, на которое было приглашено множество глухих из разных стран, что, возможно, и стало одной из первых международных встреч сообществ глухих, положившей начало контактам, а в дальнейшем и Международному дню глухих.

На планете 2500 языков. Но есть еще одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, — язык взгляда и жестов. Всемирная Федерация глухих в 50-е годы для обслуживания международных мероприятий глухих, то есть конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, разработала Жестуно — систему Жестов.

Первый словарь Жестуно был опубликован в 1965 году и содержал 300 Жестов, 3-е издание 1975 года включало уже 1500 Жестов.

Также свой вклад в развитие языка жестов внес Саймон Кармел. Кармел изучает быт и культуру глухих разных народов мира и является Генеральным секретарем Всемирного Союза Глухих Магов. Он в совершенстве владеет Жестовым Языком. Также Саймон Кармел — автор широко известной, вышедшей в 1982 году в США книги «Международная ручная азбука Глухих», описывающей 43 дактильных алфавита, используемых в 59 странах мира.

В республиках бывшего Советского Союза русский жестовый язык распространялся централизованно через создание школ и учреждений для глухих. Видимо с этим и связан феномен преобладания единого Русского жестового языка на территории бывшего Советского Союза.

Общие мифы о глухоте

Мифы о том, что означает быть глухим, существуют всюду. Сравнить факты и мифы будет полезно… Проверьте свой уровень понимания...

Миф: Глухие люди не могут использовать телефон. 

Правда: У некоторых слабослышащих людей есть достаточно остаточного слуха, чтобы говорить по телефону. 

Миф: Глухие люди немы. 

Правда: Неправильно. Некоторые не хотят использовать свой голос, думая, что их трудно разобрать или они говорят не тем тембром голоса и не так произносят звуки. Есть примеры глухих, которые не только могут говорить, но и дают лекции слышащим. В любом случае, выражения "тугоухий немой" или "глухонемой" являются устаревшими и их неправильно использовать сегодня.

Миф: Необычно звучащая речь неслышащего означает, что человек является умственно отсталым. 

Правда: Речевое развитие напрямую зависит от способности слышать его или непосредственно говорить. Для глухого человека базы, чтобы изучить речь, которую считают само собой разумеющимся слышащие люди, нет – база звуков, слов, фраз и предложений не возникает сама по себе, а только от слышания. Ситуация не имеет никакого отношения к умственным способностям. 

Миф: Глухие люди все могут читать по губам. 

Правда: Чтение по губам - навык, который имеют некоторые глухие или слабослышащие люди; другие не владеют этим навыком. Даже с лучшими читателями по губам, важно помнить, что только приблизительно 25 % речи видно на губах. Некоторые слова выглядят почти одинаково. 

Миф: Слуховые аппараты полностью восстанавливают потерю слуха. 

Правда: Слуховые аппараты - вспомогательные устройства, которые улучшают слышание для некоторых людей. Слуховые аппараты не "исправляют" слух. Слуховой аппарат может помочь человеку услышать чей - то голос, даже при том, что она или он, возможно, не в состоянии разобрать слова. Только потому, что кто-то носит слуховой аппарат не означает, что человек слышит абсолютно все. 

Миф: Глухие люди не очень умны или образованы, потому что они не учились говорить или не пользуются грамматикой. 

Правда: Самый первый язык, которому учатся пользоваться глухие – жестовый и он более им привычен, позже обязательно изучается и основной язык страны и грамматика, а также произношение. Только пользоваться речью многие стесняются. Глухие наравне со слышащими в образованности и среди них также есть гении и выдающиеся личности.

Миф: Глухие люди ведут совершенно другой образ жизни, отличающий их от других людей. 

Правда: Глухие люди отличаются только одной вещью. Как сказал президент Университета Gallaudet (лидирующий в мире университет для обучения и карьеры глухих), "Глухие люди могут сделать абсолютно все, кроме того, чтоб слышать." 

Миф: глухие умственно отсталые

Правда: Как глупо. Нет никакой связи между интеллектом и способностью слышать. Помните, глухой или тугоухий столь же нормальный как вы и я, есть только одна вещь, которую мы можем сделать а они нет – полноценно слышать.

Миф: жестовый язык универсален

Правда: Язык жестов не исключительный универсальный язык, используемый глухими. Так же, как слышащие люди в различных странах говорят на различных языках, глухие люди во всем мире используют различные языки жестов и они все отличаются, хотя много жестов понятных.

Миф: язык жестов - разговорный язык, переданный жестами

Язык жестов – не буквальный перевод для разговорного языка. Это означает, что глухие люди не переводят слово в слово, чтобы сформировать грамматически правильные предложения. Для них такой разговор неестественный. Тем не менее есть базовый жестовый язык, который преподается студентам. Также существуют неформальные жесты, принятые для обиходной речи в определенном кругу глухих или новые жесты, созданные самими же глухими.

Да, у глухих свой специфический язык, на котором можно общаться в полном безмолвии – язык жестов. Наш мир до конца нельзя понять, не обратившись к этому образному языку. И, конечно, у неслышащих авторов есть произведения, посвященные жестовой речи.  

 

Восторг открытий,

Удивленье встреч –

И нет недоумения немого.

И взмахи рук

Несут, как песню речь…

И сердце признает

Биенье слова

                                                                                   В. Новиков “Мимика”